Четверг, 18.10.2018, 13:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Причислова Сергея Борисовича

Меню сайта
Полезные ссылки
Каталог образовательных сайтов
Форум
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
metrika.yandex.ru
Яндекс.Метрика

Формирующее оценивание

 Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках

Основные методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке

Методы и приёмы формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

Наиболее яркой презентацией основных стратегий формирующего оценивания на начальной ступени и поддерживающих их педагогических ценностей можно считать программу «Удовлетворение и радость», широко распространённую в английских школах.

Основные принципы преподавания и учения, основанные на идеях данной программы, предполагают необходимость:

•             установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе;

•             установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее обучение на этом;

•             организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие;

•             наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями;

•             делать каждого ребёнка активным соучастником собственного обучения;

•             развивать общие учебные умения и личностные качества.

Формирующее оценивание, которое происходит на каждом уроке, - ключевой момент этой стратегии. Оно требует, чтобы учитель сосредоточился на том, как развивается учение в процессе урока, определяя какие улучшения надо внести, и какими будут последующие шаги.

В начале урока учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.

Для этого учитель делает следующее: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми.

Одной из эффективных стратегий оценивания в ходе урока является постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы.

В терминах классификации Б.Блума это могут быть вопросы на:

•             приложение: Какие ещё примеры ты знаешь?

•             анализ: Как ты можешь доказать, что ... ?

•             синтез: Как можно это организовать, решить?

•             оценку: Что ты думаешь о ... ?

При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.

Важной техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.

Например, видя, что класс разделился на тех, кто справился с предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непонимание материала, учитель переходит к дифференцированной работе в группах. У него есть, как минимум, две возможности:

1.            Разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями.

2.            Сформировать смешанные группы, в каждую из которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы.

Вторым примером использования наблюдения на уроке может быть случай, когда учитель, заранее определив ученика, который нуждается в помощи, в течение всего урока отслеживает и корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на то, каков прогресс этого ученик, что было удачным в его работе.

Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках

Учитель может проводить краткие импровизированные беседы- обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Проводя обсуждение, учитель проверяет предыдущие оценки и гипотезы, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания для того, чтобы подготовить следующие шаги в обучении. Например, учитель может зафиксировать момент, когда ответы учеников на заданный вопрос оказываются разными, и сделать этот вопрос предметом более тщательного разбора. Он просит учеников обосновать своё мнение, отнестись к мнениям других, отнестись к материалу, изученному ранее, и, после того как общее понимание будет найдено, предлагает отдельным ученикам сказать, как изменилось их понимание и суждение, что ещё осталось непонятным или вызывает вопросы.

Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы. Например, учитель предлагает ученику прочитать свою работу и просит других учеников отметить то, что показалось им наиболее удачным в работе; что, по их мнению, можно было бы улучшить. После этого он предлагает детям внести свои конкретные предложения по улучшениям, подсказать автору работы нужные для этого слова, приёмы, термины, пути рассуждения, источники и т.д. В завершение учитель высказывает своё мнение, отмечает прогресс, достигнутый в данной работе по сравнению с предыдущими работами.

Проверка понимания материала. Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценить вместе с детьми их знания. Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам и учителю выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, и спланировать следующие этапы курса.

Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным или непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем, отдельными учениками и группами, благодаря которой определяется, какого прогресса необходимо достичь и планируется то, как дети будут учиться в ближайшем будущем. Например, учитель может дать детям критерии, по которым можно оценить индивидуальную или групповую работу, и попросить их провести такое оценивание самостоятельно или в парах. Определить, чего пока не хватает, чтобы работа соответствовала этим критериям, и предложить какие-то конкретные изменения. Такое оценивание и планирование можно провести и на основание опросников для самодиагностики.

Проверяя себя по такому опроснику, ученики определяют, какие задания они могут выполнить, а какие нет, выясняют, в каких вопросах или темах они себя чувствуют неуверенно и над чем им надо работать в первую очередь.

Далее мы рассмотрим, как приемы формирующего оценивания могут быть использованы на уроке.

Пример 1

Учитель пишет задания на доске и без дальнейших комментариев предлагает детям выполнить их в парах. Затем наблюдает за работой пар, которые испытывали затруднения при выполнении аналогичных заданий на предыдущих уроках. В ходе общего обсуждения задания учитель поддерживает эти пары и помогает им отвечать на вопросы и объяснять свои действия. Позже учитель работает с этими детьми, объединёнными в группу, обсуждая с ними вклад, который они внесли в урок, и свои наблюдения за их работой в парах.

Пример 2

Учитель показывает классу письменные работы, выполненные на предыдущем уроке. Учитель оценивает работы, но не разбирает их. Учитель объясняет, что дети должны прочитать работу и обсудить, что они могли бы сказать автору: определяя сильные стороны работы и советуя, как можно улучшить работу. Учитель объединяет в группы детей, чьи работы были представлены и обсуждает с ними их работы для того, чтобы помочь им осознать свои удачи и сказать, как можно их развить. Потом учитель собирает все замечания, сделанные детьми, и на их основе формирует общие требования к работе, которые все ученики могут использовать в качестве критериев при оценке собственных работ.

Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках

Пример 3

Собираясь провести самостоятельную работу, учитель накануне предлагает детям, разделившись на небольшие группы, составить список ключевых моментов, которые им необходимо понять к следующему уроку.

Учитель собирает листочки и вкладывает их в начало тетрадей учеников. Детям напоминают о целях урока, которые пересекаются с тем, что они перечислили в своих листочках. После такого обсуждения учитель может сделать выводы о том, что предстоит приготовить к следующему уроку как домашнее задание.

Пример 4

Дети работали в парах. В середине урока учитель собрал класс вместе и предложил каждой паре задать те вопросы, которые вызвало у них задание, чтобы получить ответы, которые помогут им справиться с заданием. Учитель объединил пары в группы так, чтобы они могли обменяться вопросами. Ученики отвечают друг другу на вопросы и определяют те, на которые ответить не в состоянии. Учитель собирает все вопросы и планирует разбор полученных ответов в целом классе на заключительном обсуждении.

Рассмотрим, как формирующее оценивание может быть естественным элементом динамики урока.

Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Для этого учитель использует вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Детям предлагается быстро обсудить с партнёром то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяют включить в работу всех учащихся.

После обсуждения учитель спрашивает детей, какие вопросы у них возникли, и таким образом собирает все ключевые моменты, которые не были поняты классом. Эта ситуация не является контрольным опросом, её цель - диагностика.

На основе заданных вопросов и наблюдений учитель может оценить, что дети понимают на данный момент и каковы их возможности продвижения.

Учитель подводит краткий итог и фиксирует для учеников, что они узнали, поняли, могут применить на данный момент и что будут делать дальше: какие вопросы изучать, какие умения осваивать в ближайшие несколько уроков и на уроке сегодня. Таким образом, постановка учебных целей следует за представлениями учеников и строится с опорой на них.

Приведённые примеры показывают, как учитель выстраивает обратную связь и как использует полученную информацию. Учитель получает от детей информацию (индивидуально, в парах и группах) использует её как индикатор их понимания и планирует следующие шаги в преподавании и учении.

Другим примером использования обратной связи является ситуация, когда учитель дает задание и просит детей суммировать ключевые моменты, о которых нужно помнить, чтобы на их основании представить детям критерии успешного выполнения задания.

Как работают с информацией, полученной в ходе обмена обратной связью, дети?

Первое, чему должны научиться дети, - это соотносить успешность выполнения работы с учебными целями, которые отражены в критериях успешного выполнения, по которым оценивается работа (показателями, задачами).

Второе - определять то, что нужно улучшить или развить. Обсуждение и оценивание проводится индивидуально или в парах. Исправления и улучшения дети вносят сразу же, то есть улучшение качества происходит « здесь и сейчас». Учитель просит детей отметить наиболее успешные моменты в выполненном задании или в процессе учения и те, что нуждаются в исправлении или развитии, используя в качестве руководства критерии успешного выполнения. Затем учитель просит учеников обменяться своими наблюдениями и оценками и организует на уроке общее (пленарное) обсуждение того, как развивалось учение. Дети получают поддержку, слушая высказывания одноклассников.

Урок может заканчиваться кратким обзором всех учебных целей (показателей) актуальных для данного этапа работы, и это помогает детям увидеть, как учение будет развиваться и как сегодняшний этап учёбы связан с тем, как они будут учиться в дальнейшем.

Следующий раздел будет посвящён более детальному рассмотрению особенностей использования обратной связи как основного компонента формирующего оценивания.

Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках

Обратная связь как основа формирующего оценивания

Исследователи и практикующие учителя подчёркивают, что основой формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем ученика о результатах оценивания

и,            наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе.

Причём очень важно, чтобы информация, которую даёт ученику учитель, мотивировала его продвигаться, делать усилия и надеяться на успех.

Важно иметь в виду основный принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи.

Сравнение ученика с теми, кто более успешен, чем он сам, снижает его учебную мотивацию. Это может приводить к тому, что ученик отдаляется и выпадает из учебного процесса в тех сферах, в которых он начинает чувствовать себя несостоятельным.

Исследования показали, что обратная связь оказывается бесполезной, если даётся в общих словах или ставит слишком широкие задачи (например, «не забудь использовать более яркие определения»). Только точная и конкретная обратная связь помогает ученику понять, как он может добиться улучшений.

Учащиеся нуждаются в информации и руководстве для того, чтобы планировать следующие шаги в обучении.

Учитель может: точно указать ученику его сильные стороны и посоветовать, как он может их развить; конструктивно представить его слабости; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу.

Рассмотрим принципы оказания обратной связи, которые представлены в модели акцента на успехе и развитии, принятой в начальной школе Даннингтона.

1.            Показывать, что получилось хорошо. Учитель находит три наиболее удачных места в работе, которые соотносятся с учебными целями, и подчёркивает их, выделяет цветом или берёт в рамку. Это избавляет его от необходимости делать многословную запись.

2.            Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении).

Учитель, используя специальные символы, например стрелку, галочку и т.п., отмечает абсолютно точно места в работе, которые необходимо исправить.

3.            Давать рекомендации о необходимых исправлениях.

Учитель пишет, что нужно сделать для исправления и улучшения работы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата. Для этого существует три способа, каждый из них связан с определённой областью исправлений:

•             напоминание (ученику напоминают установленные учебные цели);

•             показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сделать);

•             пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы, которые надо копировать).

4.            Создавать возможность вносить исправления. На уроке детям дают время (примерно 10 минут), чтобы прочитать рекомендации и сделать соответствующие исправления. Учитель может попросить тех учеников, кто уже справился со своей работой, помочь тем, кто испытывает затруднения.

Например, после того как учитель раздал ученикам пятого класса проверенные домашние задания по русскому языку со своими замечаниями и рекомендациями, ученики приступили к их доработке и стали вносить исправления. Один из учеников, допустивший много грамматических ошибок, получил рекомендацию сверить правописание по орфографическому словарю и написать слова правильно.

после того как он выполнил часть этой работы, к нему присоединился другой ученик, закончивший свою собственную работу, и они вместе проверили расстановку знаков препинания. В конце урока исправленные работы были сданы учителю.

В таблице  представлены основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников.

Таблица . Техники оценивания

Назва­

ние

Описание

Что делать с полученными данными

Мини-обзор

В течение последних не­скольких минут урока по­просите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наи­более важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?». Цель - получить данные о том, как ученики поняли то, что изучали в классе

Просмотреть ответы и от­метить наиболее полезные комментарии. на следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников

Цепочка

заметок

Ученики передают друг дру­гу конверт, на котором учи­тель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, уче­ник находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт

Просмотрев все ответы, надо определить наилучшие кри­терии для определения групп ответов с целью выделения наи­более повторяющихся. Обсуж­дение этих ответов с учениками может улучшить преподавание и учение

Матрица

запоминания

Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные учителем определенным образом. Например, для музыкально­го курса это будет название стиля (барокко, классицизм) и страны (Германия, Фран­ция и др.). Ученики помеща­ют в нужную клетку разных композиторов, демонстри­руя свою способность пом­нить и классифицировать ключевые понятия

Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать об их воз­можной причине

Направлен­

ная

расшифровка

Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего- либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к понима­нию и переносу понятий

Категоризировать ответы в со­ответствии с характеристика­ми, которые кажутся наиболее важными. Анализировать отве­ты как внутри одной категории, так и в разных, выявляя возник­шие проблемы

Резюме в одном предложении

Ученики делают резюме изученной темы в форме простых предложений, от­вечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?». Задача - требуется отбирать только четкие ха­рактеристики для каждого пункта

Оценить качество каждого резюме быстро и в целом. Отметить, идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться на­блюдениями с учениками

Карты

приложения

После преподавания важ­ной теории, принципа или процедуры попросите уче­ников написать, по крайней мере, один вариант реаль­ного приложения того, что они только что изучили, для того, чтобы определить насколько они способны к переносу знаний

Быстро просмотреть все пред­ложения и категоризировать их в соответствии с качеством. Подобрать широкий ассорти­мент примеров и представить классу

 

Мини-обзор     В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?». Цель - получить данные о том, как ученики поняли то, что изучали в классе                Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. на следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников

Цепочка

заметок              Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт                Просмотрев все ответы, надо определить наилучшие критерии для определения групп ответов с целью выделения наиболее повторяющихся. Обсуждение этих ответов с учениками может улучшить преподавание и учение

Матрица

запоминания   Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные учителем определенным образом. Например, для музыкального курса это будет название стиля (барокко, классицизм) и страны (Германия, Франция и др.). Ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.            Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать об их возможной причине

Направленная расшифровка  Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего- либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий                Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя возникшие проблемы

Резюме в одном предложении            Ученики делают резюме изученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?». Задача - требуется отбирать только четкие характеристики для каждого пункта  Оценить качество каждого резюме быстро и в целом. Отметить, идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками

Карты

приложения    После преподавания важной теории, принципа или процедуры попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, что они только что изучили, для того, чтобы определить насколько они способны к переносу знаний Быстро просмотреть все предложения и категоризировать их в соответствии с качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу

Включение представленных принципов и техник формирующего оценивания в учебный процесс требует использования специальных инструментов, формирующих у учащихся способности к самооцениванию.

Каллендарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск по сайту
Вход на сайт
Новости
Погода
Оценить
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83

Причислов.рф © 2018